Телефоны: в Турции +90 (538) 322 77 70 - Бота
в Новосибирске +7 (383) 375 29 00 - Ольга
+7 913-203 51-51 - Елена
в Астане +7 (707) 555 83 55 - Эдуард
в Киеве +38 (063) 336 08 78 - Максим

Воскресенье, 20 Январь 2013 22:52

Каково в Турции христианам?

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)
ch-01
ch-02
ch-03
ch-04
ch-05
ch-06
exp-06

Один из самых больших страхов, которые беспокоят приезжающих в Турцию православных россиян, традиционно является так называемый «исламский вопрос».

Кто-то по вполне понятным причинам из недавней истории нашей Родины просто пугается слова «ислам». Некоторые переживают, что на православных здесь могут быть какие-то гонения. Кого-то беспокоит, что он не сможет сжиться с видом мечетей из окон и голосами муэдзинов, для иных (особенно для барышень) тревожным является вопрос о правах женщин, а истинно верующие беспокоятся, есть ли здесь православные храмы.

Про всё это мы уже коротко писали в разных статьях, размещённых на этом сайте. Но по-прежнему, беседуя с нашими, мы вновь и вновь слышим схожие переживания. Поэтому я решил всё, что касается взаимоотношений мусульман и христиан в Турции, собрать в одну статью.

Бота давно уже просит меня написать об этом, считая, что для неё, как для мусульманки по рождению, самой говорить об этом не совсем корректно. Что ж, попробую. И хотя я некрещёный, но всё-таки славянин, и православие для меня этнически ближе, чем иные религии.

А теперь по пунктам.

Про статус религии в Турции
Турция – светское государство. Эта норма закреплена в конституции страны ещё Ататюрком в 1928 году. К слову сказать, Турция – первая в мире страна, в которой мусульманская религия была отделена от государства. Это значит, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями, право на свободу совести и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны.

Конечно же, большинство коренных жителей страны исповедуют ислам суннитского типа. Последние годы много разговоров вокруг вроде бы наметившейся исламизации страны. Эти разговоры во многом связаны с постоянно отменяемым и вновь вводимым запретом на ношение хиджабов (исламских женских головных платков) в общественных местах. Этот запрет был впервые введён в 1925 г. Попытки отменить запрет на ношение хиджаба предпринимались несколько раз. В первый раз в 1984 году в рамках политики «примирения с исламом». Но под давлением светской общественности в 1987 году запрет вновь ввели. В 2008 году правительство Турции снова попыталось отменить запрет хиджаба в университетах, однако конституционный суд оставил запрет в силе. В 2010 году запрет был снят. На практике мы видим следующее: в сельской местности многие женщины носят платки, например, в нашем районе Тепе (по сути своей – это сельский район Алании, где много частных хозяйств) большинство женщин ходит в платках. Но это совершенно не смущает. А не так ли и у нас в деревнях, где бабушки испоконно в платочках? В городах же встретить женщин в платках – большая редкость.

В общем-то, можно надеяться, что вернуться к шариату не захотят сами турки. В 2008-2011 годах в стране проведено широкомасштабное исследование на тему «Социальная структура и религия в Турции». Его результаты следующие: только 10% населения хотят жить по шариату, 80% относятся к этому отрицательно, 10% затруднились с ответом.

Про мечети и праздники
Мечетей много. По всей стране их порядка 78 000. В каждом городе и даже городке их по нескольку. Как-то раз один из наших потенциальных клиентов, рассказывая про свои пожелания относительно покупки квартиры, сказал: «Найдите мне такую квартиру в городе, чтобы рядом не было ни одной мечети». Что тут скажешь? Если у вас идиосинкразия на вид минарета, то, наверное, лучше поикать другую страну. Можно, конечно, найти жильё без мечети в шаговой доступности, но это будет, скорее всего, отдельно стоящая вилла где-нибудь в пригороде.

Чем же пугают мечети наших граждан? Наверное причины таковы: первое – пение муэдзинов; второе – миф (больше по видеокадрам из ортодоксально мусульманских стран), что вокруг мечетей собираются толпы верующих.

Про пение. Муэдзины поют 5 раз в сутки: утром, в полдень, после полудня, вечером и ночью, - призывая верующих к молитве. Пение муэдзинов – это своего рода аналог нашего колокольного перезвона. Время начала пения регулируется положением Солнца и зависит от географических координат расположения мечети (всё это вычисляется по специальным таблицам). Длительность каждого призыва различное, но, как правило, укладывается в 2-3 минуты. То есть, максимум 15 минут в сутки каждый житель Турции (кроме глухих «медвежьих углов») слышит пение муэдзинов, разносящееся с минаретов. Я, когда мы присматривались к Турции, несколько переживал, что это пение будет раздражать слух, даже не мой, а моей православной мамы, которая была первой гостьей на нашей вилле. Ближайший минарет, кстати, находится всего примерно в 150-200 метрах от нашего дома. Так вот мама вслушивалась в пение первые 2-3 дня пребывания (и это ничуть не ранило её православный слух), а потом перестала его слышать. Об этом же говорят все наши многочисленные уже гости, перебывавшие в нашем доме: пара дней и муэдзин становится «неслышимым». Мы так вообще уже порой с удивлением вскидываемся: а что-то давно не слышали пение, всё ли в порядке?

Про толпы верующих. Коротко: в нашем регионе мы этого не видели ни единого раза. Подробнее: что же видели? Видели, как по пятницам в крупные мечети сходятся мужчины. Что они там делают – нам неизвестно. Всё происходит внутри, тихо, чинно. Видели и слышали, как на пятничном базаре, когда запел муэдзин с минарета одной из центральных мечетей, весёлый торговец, не прекращая работы, с широченной радостной улыбкой на лице начал что-то подпевать. При этом никакого религиозного экстаза не было и в помине, просто светло человеку на душе было. Видели, что турки в абсолютном своём большинстве очень спокойно относятся к религии, никто не падает ниц посреди улицы, никто никого ни к чему не призывает и ни на что не провоцирует. Крупные религиозные праздники празднуются как и в России: истинно верующие совершают какие-то свои обряды (право слово, без дикости и кровопролития на улицах), другие – просто радуются, поздравляют друг друга. Исламские праздники проходят здесь даже спокойнее, чем, скажем, в Москве, где каждый раз следует ждать какого-то межконфессионального конфликта.

Про другие религии
Помимо ислама в Турции присутствуют и другие религии. Самые распространённые по числу культовых сооружений, общин и верующих следующие: христианство (треть христиан Турции – православные), иудаизм, йезидизм. Конечно, на фоне доминирующего положения ислама значимость иных религий чрезвычайно мала. Среди всех верующих страны лишь около 2% исповедуют иные, кроме ислама, религии. Но гонений нет. Есть серьёзные трения с курдами (именно для восточных курдов характерен незнакомый нам йезидизм), но эти трения больше по социально-политическим вопросам, а не по религиозным.

Про христианство и православие в Турции
С территорией сегодняшней Турции связан огромный пласт истории христианства вообще и православия в частности. Был здесь и расцвет и упадок христианства. Но и по сей день в Турции множество святынь и мест поклонения для христиан всего мира.

Христианство на территории Турции восходит к апостольским временам. Именно здесь, в нынешней Антакье, христиане впервые начали называться христианами. На территории современной Турции родился и проповедовал апостол Павел. Здесь же родились почитаемые святые: Тимофей Эфесский, Поликарп Смирнский и Николай Чудотворец. В Эфесе проповедовал и окончил свои дни апостол Иоанн. В районе Эфеса находится христианская святыня – домик Девы Марии, где закончила свой земной путь Богородица. В Эфесе же скончалась Мария Магдалина. В Каппадокии огромные комплексы пещерных поселений и скальных церквей (около 500 церквей!) ранних христиан. На территории Турции находилась великая православная держава – Византийская империя. Из Византии христианство пришло на Русь, оттуда приезжали первые священники, а византийская иконописная традиция положила начало русской. В Стамбуле находится музейный комплекс Айя София – некогда главный православный храм мира. Здесь же – церковь святой Ирины, где в 325 году прошёл Первый Вселенский собор. В Стамбуле же сейчас находится резиденция Вселенского патриарха – владыки Константинопольского патриархата, которому подчиняются многие православные приходы Турции и некоторых соседних стран. Сам же Константинопольский патриархат начинался с церкви, основанной здесь апостолом Андреем Первозванным. На территории Вселенского патриархата расположена церковь великомученика Георгия. Здесь хранится драгоценная христианская святыня: колонна, к которой, по преданию, был прикован Иисус Христос во время предкрестных истязаний. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима святая царица Елена.

Верующие христиане найдут на территории Турции множество иных святынь, мест, связанных с самыми звучными именами истории христианства. Многие из этих памятников культуры признаны мировым наследием и охраняются ЮНЕСКО.

Христианство в Аланье
Да что там говорить о Стамбуле (он же: Византий, Константинополь, Царьград), который был колыбелью православия. Даже в нашей маленькой, уютной Аланье насчитывается около 5000 православных христиан, и есть два древних византийских (то есть, православных) храма. Однажды мы на улице познакомились с православным священником, который ведёт работу по укреплению христианской общины в городе. И вот недавно мы узнали, что в скором времени в Аланье появится православная церковь Святого Георгия. Она будет открыта в реконструированной византийской церкви. 25 декабря 2012 г. в церкви уже состоялось первое церковное богослужение. Эти работы стали ответом на просьбу Общества взаимопомощи и сотрудничества русскоговорящих г. Аланья. Министерство культуры Турции внесло реконструкцию церкви Святого Георгия в план культурных мероприятий.

Действующие приходы есть в Анталье и в Белеке.

Так что христианам здесь жить безопасно. Есть чему поклониться. Есть, где помолиться.

Оцените материал
(1 Голосовать)